Заголовочный комплекс совокупность основного заглавия, рубрики, подзаголовка, «врезки» (иногда и заставки, фотографии автора).) Информация


Терминологический минимум

Авторское право – исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или иностранного произведения (в том числе журналистского).

Анонс – предварительная (без особых сведений) афиша, объявляющая о спектакле, выступлении, концерте, и т. п. (реклама наиболее интересных публикаций этого или будущего номеров).

Верстка – технологический процесс составления полос книги, газеты или журнала из гранок набранного текста, заголовков, иллюстраций в соответствии с макетом.

Выборка – часть опрашиваемых при проведении маркетинговых исследований, сегмент населения, призванный олицетворять собой гениальную совокупность, т. е. аудиторию в целом.

Выходные сведения – совокупность выходных и выпускных данных, а также перечень лиц, участвовавших в подготовке издания, заглавие, копирайт.

Заголовок – название небольшого произведения, статьи.

Заголовочный комплекс – совокупность основного заглавия, рубрики, подзаголовка, «врезки» (иногда и заставки, фотографии автора).)

Информация – 1. сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.2. сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Колонтитулы – строка, включающая заголовочные данные издания.

Лид – первое предложение или абзац информационного сообщения, задача которого – привлечь внимание читателя, «пригласить» его к чтению.

Логотип – оригинальное начертание названия фирмы, используемое в рекламных целях, юридически защищенное, то есть представляющее именно эту фирму (в газете – графическое выражение названия газеты, возможно в соединении с символом).

«Подвал» - нижняя часть полосы; крупный материал (статья, очерк, рецензия), размещенный в нижней части полосы. Различают полный или неполный «подвалы», «подвал» на разворот.

Пресс-релиз – специальные бюллетени для работников печати, радио, телевидения, содержащие документы и информацию, подлежащие срочному опубликованию и распространению.

Разверстка – расположение газетного набора при верстке с таким расчетом, чтобы он занял несколько равных по длине колонок, перекрытых с верху общим заголовком или шапкой, а снизу закрытых общей линейкой.

Реклама – 1. информация о потребительских свойствах товара (услуги) с целью его реализации, создания спроса с него. 2. распространение сведений о ком-либо, о чем-либо с целью создания популярности, привлечь внимание целевой аудитории.

Рубрика – подзаголовок, определяющий раздел газеты, например, раздел, освещающий регулярно проведение какой-либо кампании.

Слоган – 1. лозунг, девиз. 2. рекламная формула, броская, запоминающаяся фраза, рекламирующая товар.

Фальцовка – сгибание печатных листов в такой последовательности, чтобы страницы книги, журнала и т. п. были расположены в соответствии с нумерацией.

«Чердак» - верхняя часть полосы; крупный материал (корреспонденция, статья, очерк), размещенный в верхней части полосы. Различают полный или неполный «чердаки», «чердак» на разворот.

Жанры публицистики


Заметка – малый информационный жанр, цель которого – сообщение (называние) новости.

Интервью – 1. метод получения информации путём общения с людьми. 2. публицистический жанр, беседа в форме вопросов и ответов журналиста с государственным или общественным деятелем по вопросам, представляющим общественный интерес.

Отчет – публицистический жанр, предполагающий изложение в хронологической последовательности фактов или этапов какого-либо мероприятия (научного, общественного, спортивного).

Очерк – «… публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности. (Л. Е. Кройчик).

Репортаж – информационный жанр журналистики, оперативно, с подробностями, в яркой форме сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участком которого является корреспондент.

Рецензия – критический жанр, в основе которого отзыв о том или ином культурном явлении.

Статья – публицистический жанр, который предполагает осмысление и анализ значительного явления, аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию.

Фельетон – художественно – публицистический жанр, представляющий собой небольшое произведение

Эссе – критический публицистический жанр – прозаический этюд небольшого объема и свободной композиции на частную тему, тактируемую субъективно и обычно неполно.


Памятка №1

Определение формата и объема газеты


А1

А2





А3



А4



А5



А5




^ Существует пять наиболее распространенных форматов, используемых в газетной прессе:

А1 – 594х841;

А2 – 420х594 (мировой);

А3 – 297х420 (малый);

А4 – 210х297 (сверхмалый)

А5 – 148х210.

Формат А1 - это разворот двух полос газеты формата А2, в свою очередь, А2 – это разворот двух полос А3, а А3 – двух полос А4.

Наиболее популярны в российской прессе – форматы А3 (размер «Комсомольской правды», «Аргументов и фактов» и др.) и А2 (размер «Российской газеты», «Известий» и др.). Выбор формата этих изданий неслучаен. Считается, что А2 – более подходящий размер для серьёзных изданий, а А3 – для развлекательных. (Формат А3 удобен для чтения в любом месте, в том числе и в общественном транспорте). Формат А4 используется чаще всего вузовской и школьной прессой. Газет формата А1 не существует.


Памятка №2

Создание макета


Макет номера показывает расположение материалов, тем, рубрик, тематических страниц и подбором по полосам.

На первой странице размещают:

Во всех номерах газеты повторяется оформление заголовочной части и выходных сведений. Как правило одинаковое построение первой полосы всех номеров одной газеты задает тон одной газеты.

Памятка №3

Оформление заглавной части


Традиционно в газетах заглавная часть включает в себя:

Заглавная часть должна иметь ярко выраженную графическую индивидуальность, поскольку это фирменный знак, символ, по которому читатель издалека узнает печатное издание.

^ Высота логотипа обычно от 6 до 10 см. Чаще всего его размещают в верхней части полосы.


Памятка №4

Размещение фотографий и иллюстраций


Иллюстрации и фотографии к материалу лучше помещать непосредственно под или над заголовком.



Памятка №5

Оформление колонтитулов и блока «адрес и служебные сведения»


Колонтитул – строка, включающая заголовочные данные издания. В нем указываются название, колонцифра (порядковый номер страницы), дата выхода данного номера. Колонтитул располагают вверху или внизу, отделяя от текста отбивкой или линейкой.

Блок «адрес и служебные сведения» располагается чаще всего на последней полосе, включает следующие данные:



Памятка №6

Оформление заголовочного комплекса


Функция заголовков – привлечь внимание читателей. В оформлении изданий выделяют заголовок, подзаголовок, рубрику. Рубрика помещается над основным заголовком и указывает на тематический блок. Заголовочный комплекс размещают либо по центру материала, либо асимметрично. Правила, которые необходимо учитывать:



Мастер – класс

Тема: «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности по созданию школьной газеты в рамках профильного обучения».


Цели:


В ХХI веке, когда человечество переходит в информационную стадию своего развития, образование должно стать непрерывным процессом, важнейшей частью жизни каждого человека, при этом оно должно быть гуманистически ориентированным, направленным на развитие личности ребёнка.

Помочь осознать и обогатить своё «Я», реализовать свой творческий потенциал, найти своё место в жизни и определить социальную роль в отношении с внешним миром помогает такой социальный проект, как создание школьной газеты (представление редакционного коллектива школьной газеты, слайд).

Первые шаги в журналистику были сделаны учащимися ещё три года назад, когда в классе стала выходить газета «100 процентов», затем «Девятый Вал», где в основном отражалась жизнь одного класса, обсуждались текущие проблемы и печатались творческие работы учащихся. Теперь мы выросли, и школьная газета «Пластилиновое небо» стала зеркалом, в котором отражается жизнь всей школы (слайды).

Журналистика - это деятельность ярких личностей и в то же время коллективный труд. Творческий рост каждого ученика возможен только в креативной среде, обеспечивающей максимальную степень индивидуализации за счёт широкого использования информационных, компьютерных технологий.

Сегодня и вы, уважаемые гости, становитесь участниками нашего проекта. Благодаря вашей активной деятельности выйдет в свет спецвыпуск школьной газеты «Пластилиновое небо», посвященный работе нашей секции, тема которой «Профилизация гуманитарного образования: опыт, проблемы, перспективы». Девизом нашей работы станут слова Л. Толстого: «Всякая мысль, выраженная словом, есть сила, действие которой беспредельно» (слайд).

Для того чтобы выпустить газету, необходимо создать редакционный коллектив: главный редактор, заместитель главного редактора, креативный директор (в обязанности которого входит создание и сохранение творческого «лица» газеты, её своеобразия), заведующий отделом рекламы, заведующий отделом политики, заведующий отделом информации, заведующий отделом писем, художник, фотографы, корреспонденты (распределение ролей).

^ Прежде чем мы начнём работать, и вы попробуете себя в новом качестве, небольшой экскурс в историю (рассказ ученика).

Слово «журналистика» ввел в русский язык Николай Алексеевич Полевой, русский писатель, журналист, историк, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Он создал рубрику под таким названием в очень популярном журнале второй половины 1820 гг. «Московский телеграф». В это же время журналистика становится видом профессиональной деятельности (ранее труд авторов и редакторов материально не вознаграждался). Первым в России профессиональным редактором был Н. М. Карамзин, руководивший изданием журнала «Вестник Европы» (его жалование составляло 3 тысячи рублей в год). Журналистской деятельностью весьма плодотворно занимались ПётрI, ЕкатеринаII , Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой. Сегодня на этот путь вступите и вы, и вам придется работать с информацией. Слово «информация» от латинского «разъяснение», «изложение». Журналисты работают с той информацией, которая важна для общества, - социальной информацией.

Учитель: ребята, давайте вспомним, какие публицистические жанры вы знаете, в каком жанре предпочитаете работать вы? (ответы учащихся). Основными жанрами публицистики являются заметка, интервью, отчет, очерк, репортаж, рецензия, статья, фельетон, эссе (см. приложение).

Учитель: вы сегодня верстаете спецвыпуск школьной газеты, какой материал найдет в нем отражение?

Ученик: мы провели опрос среди старшеклассников. Им были предложены несколько вопросов: что дает работа над проектами и нужно ли заниматься в профильном классе проектной деятельностью? каково ваше участие в неделе проектов?

Ученик: мы взяли интервью у участников семинара и сейчас обрабатываем этот материал. Вопросы:

Учитель: для того чтобы работа была успешной, необходимо вооружиться терминологической лексикой (см. приложение). Ребята, вы можете приступать к работе, а Катя познакомит с основными этапами работы над проектом.

Основные этапы работы над газетой:

  1. Определение формата и объема

  2. Создание макета газеты

  3. Оформление заглавной части

  4. Оформление колонтитулов и блока «адрес и служебные сведения»

  5. Вставка текста и оформление заголовочного комплекса

  6. Размещение фотографий и иллюстраций.

Учитель: к сожалению, ограниченное время не позволяет пройтись по всем этапам работы, поэтому остановимся на некоторых их них. Выбрать необходимый формат и создать макет вам помогут памятки № 1, № 2. Для оформления заглавной части вам предлагаются варианты логотипов газеты, вы можете выбрать один из них или создать свой (памятка №3). Каждая страница газеты содержит колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения» (памятка №5). Вам предстоит создать номер газеты, распределить материал (варианты выступлений прилагаются), выбрать рубрики и заголовки, разместить фотографии и иллюстрации (памятки №4, №6). Метод «мозгового штурма» поможет вам в работе.

^ Немного истории: термин «мозговой штурм» предложил американский ученый А.Осборн (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций). Во время второй мировой войны Алекс Осборн был капитаном одного из кораблей. Случилось так, что караван грузовых судов шел в открытом море без прикрытия. Вдруг радиограмма: в вашем районе действует немецкая подводная лодка, примите меры. Что делать? Капитан собрал всех на палубе и задавал один и тот же вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Говорить можно все, что придет в голову, вдруг какая-то «дикая» мысль послужит ключиком к решению проблемы. Повар подал идею: давайте все одновременно подуем на торпеду и собьем ее с курса. Им повезло: подлодка не появилась. После войны А.Осборн вспомнил этот случай и проанализировал его. Анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Торпеду можно немного приостановить и сбить с курса струей корабельной помпы.

Почему бы не использовать такой метод в мирное время? В 1953 году бывший капитан А.Осборн выпускает книгу «Управление воображением». С неё-то и начался такой метод, как «мозговой штурм» в Америке, а затем и в других странах.

«Мозговая атака», памятки помогут вам в работе. Вашим консультантом будет Екатерина Штифанова, редактор-верстальщик школьной газеты.

Работа над таким проектом, как газета помогает успешно решать задачи профильной школы: повышает интерес к предметам гуманитарного цикла, совершенствует языковую культуру, способствует развитию творческого мышления, формирует навыки практической деятельности, а кому-то и дает путевку в жизнь.


Литература

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Практическое пособие. - Воронеж, 2001

  2. Лепилкина О.И. и др. Азбука журналистики. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М.: Вентана-Граф, 2006

  3. Сметанникова Н.Н. Стратегический подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. – М.: Школьная библиотека, 2005



Цитата дня




Немного истории


Слово «журналистика» ввел в русский язык Н. А. Полевой, создавший рубрику под таким названием в очень популярном журнале второй половины 1820 гг. «Московский телеграф». В это же время журналистика становится видом профессиональной деятельности (ранее труд авторов и редакторов материально не вознаграждался). Первым в России профессиональным редактором был Н. М. Карамзин, руководивший изданием журнала «Вестник Европы» (его жалование составляло 3 тысячи рублей в год). Журналистской деятельностью весьма плодотворно занимались ПётрI, ЕкатеринаII , Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой. Сегодня на этот путь вступите и вы, и вам придется работать с информацией. Слово «информация» от латинского «разъяснение», «изложение». Журналисты работают с той информацией, которая важна для общества, - социальной информацией.


Термин «мозговой штурм» предложил американский ученый А.Осборн (за основу взят вариант эвристического диалога Сократа с широким использованием свободных ассоциаций). Во время второй мировой войны Алекс Осборн был капитаном одного из кораблей. Случилось так, что караван грузовых судов шел в открытом море без прикрытия. Вдруг радиограмма: в вашем районе действует немецкая подводная лодка, примите меры. Что делать? Капитан собрал всех на палубе и задавал один и тот же вопрос: как спастись в ситуации торпедной атаки? Говорить можно все, что придет в голову, вдруг какая-то «дикая» мысль послужит ключиком к решению проблемы. Повар подал идею: давайте все одновременно подуем на торпеду и собьем ее с курса. Им повезло: подлодка не появилась. После войны А.Осборн вспомнил этот случай и проанализировал его. Анализ показал, что абсурдная идея кока привела к настоящему решению! Торпеду можно немного приостановить и сбить с курса струей корабельной помпы.

Почему бы не использовать такой метод в мирное время? В 1953 году бывший капитан А.Осборн выпускает книгу «Управление воображением». С неё-то и начался такой метод, как «мозговой штурм» в Америке, а затем и в других странах.


МАСТЕР - КЛАСС


Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной деятельности по созданию школьной газеты в рамках профильного обучения


секция учителей русского языка и литературы в рамках краевого семинара


учитель СМИРНОВА Е.Ю.


Комсомольск-на-Амуре

2007 г.
0504217392896807.html
0504342748765931.html
0504453799280598.html
0504562688360608.html
0504698653482048.html